на главную - Ко звуку звук

для тех, кто слушает стихи

Станислав
Лем:




Высокий замок (фрагмент)  (окончание)    

  mp3  

3293 K










Высокий замок (фрагмент)

...приключение на Выставке абстрактной скульптуры.  Центральную часть экспозиции занимали идоло-
образные и кренделевато-дырявые антиторсы и антискульптуры, на стенах же висели коллажи (а разве 
нельзя их назвать попросту аппликациями?) различного формата и происхождения. Проходя мимо натяну-
тых на станки абсолютно девственных полотен, лишь в двух-трех точках подпертых с обратной стороны 
колышками, геометрически оттопыривающими простынную белизну, минуя оправленные в рамы грязно-серо-
зеленовато-дерюжные конгломераты, в которых наблюдательный глаз мог только вблизи обнаружить генеа-
логию материала, отождествляя отдельные их элементы с остатками каких-то сеток, застывших под слоем 
мастики или клея, металлическими стружками, пружинными пластинами, я в один из моментов остановился 
перед очередным экспонатом. Он был вполне спокойным, словно его создатель обуздал уже предваритель-
ные свои намерения, натянув сдерживающие вожжи; у этого произведения было что-то вроде прямоугольной 
рамы, изготовленной из листового железа; примерно в двух пятых от нижнего края, то есть в пропорции 
золотого сечения, его пересекала неряшливо прикрепленная планка, что-то вроде засова, а над этой 
основной линией простиралось пустое пространство старой, чуть ли не заплесневевшей жести с тремя 
почти симметричными отверстиями посредине; пробитые насквозь, они зияли пустотой, окруженные каждое 
чем-то вроде темно-сизого ободка. Воистину ослепшие звезды, дыры, оставшиеся на месте выбитых солнц! 
Подумал я и о той совершенной технике, которую применил художник, чтобы так естественно опылить отвер-
стия бледнеющим к краю ореолом, постепенно уходящей в небытие пепельностью, об искусстве, с каким он 
прокалил поверхность металла, ибо она одновременно была оплавлена и местами шершаво-узловата от дей-
ствия пламени; я начал искать табличку с названием произведения и именем автора, но ее не оказалось; 
и неожиданно, заморгав глазами, я сообразил, что произошло недоразумение. Выставка размещалась в боль-
шом подвале с красивым сводчатым потолком, экспонаты висели на неоштукатуренных стенах, и, как обычно 
в подобном месте, тут и там в кирпичные ниши были вмазаны дверцы дымоходов, Я стоял как раз перед 
такой заслонкой, проржавевшей и снабженной разболтавшимся засовом. Эстетическое зарево, полыхавшее 
перед моими алчущими глазами из этой вьюшки, тут же сникло, угасая, а сама она, разоблаченная, неожи-
данно поскромнее, превратилась в банальную жестянку каминного дымохода; я же, оконфуженный, быстро 
отошел от этого места, чтобы уже перед подлинным произведением искусства вновь погрузиться в соответ-
ствующее состояние, то есть подстроить дух к требованиям абстрактного творчества.
..^..   




исп.  В. Луцкер