|
для тех, кто слушает стихи Ярослав |
Переводы Верата Олоза |
Отливка колоколов 16 (Дом искусств "Стерег я плохо листья на деревьях...") |
mp3 |
Отливка колоколов 28 (Рельеф для тимпана "Стакан вина, когда что-то болит...") |
mp3 |
|
mp3 |
Дом искусств Стерег я плохо листья на деревьях, снег на карнизе, воду под плотиной. Я стар, как фонари на Карловом мосту. И мне бывает страшно иногда. Увижу ли я завтра, как обычно, растрепанных студенток из АМИ на лестнице Дома искусств - должна начаться Пражская весна и до того, как отворятся двери – я лучше отведу от них глаза и стану смотреть в землю. Смешно бывает видеть юных женщин, когда иные спешно тянут ткань своих коротких юбок, чтоб прикрыть коленки, и счастливы при этом откровенно. Что бы сказал в подобные минуты автор Искусства фуги в своем нарядном шелковом жакете и в сером парике, когда б спешил от набережной к главному подъезду! Возможно, вспоминая Магдалену, он девушек вообще бы не увидел. А Моцарт? Это можно сказать точно: он улыбнулся бы, и к месту своему спеша, он сочинил бы танец. ..^.. Рельеф для тимпана Стакан вина, когда что-то болит, и поданная ласково рука зачастую действеннее в своей эйфории, чем лекарство, бинты и перуанский бальзам. Как-то утром я постучался в дверь мастерской скульптора Карла Дворжака. Сядь и налей, я через миг закончу. И скульптор, молча, продолжал ваять обнаженную. Соскальзывал по мокрой глине стек вниз от узла волос к небольшой выемке меж лопатками, куда стекается спокойный свет, и дальше волнообразною поверхностью спины к тесным объятьям талии, соединяющейся с ямкой живота. А крепкое бедро ведет от живота к любовной буре. Скульптор трогал то тут, то там мокрую глину, как будто обжигал об нее пальцы. И, наконец, обвел работу взглядом. Я налил три стакана. Третий – натурщице, одевающейся за ширмой с переброшенным через нее дождевиком. Работая над рельефом для Святовитского двора, он был уже тяжко болен. Но чем меньше ему оставалось жить, тем более он торопился этот рельеф закончить. Вот-вот, представлялось нам, скульптор сможет услышать скрип ворот на третьем подворье, когда станут крепить тимпан, но паузы меж инъекциями катастрофически сокращались. С месяца до недели, с недели – на один день, и когда захотелось мне увидеть его работающим, в полуоткрытую дверь я уже не вошел. ..^.. Холм Венеры Ах да, любовь! Но приятель тотчас заметил, что не мешало б к любви еще и немного распутства, чтоб придать возбуждающих красок и отпугнуть обыденность, с тем, чтоб любовь впоследствии избегала приобретения цвета линялых штанин, стиранных многократно. Впрочем, редко можно узнать, о чем размышляют женщины. От тебя ускользают их мысли, как от маленьких птичек человеческий голос, когда коготками они сжимают телефонные провода. Женщины и с глазами закрытыми могут свободно прочесть, написанное на устах, которые плотно сжаты. Такие есть тайны на свете! Но, по-видимому, излишне подл этот наш мир, который мы унаследовали. А был ли он прежде лучше? Блуждаем безрадостно изо дня в день и томительно ждем грядущего. Но завтра здесь уже было, когда тут не было нас, потому что ходим кругами, тогда как печаль с отчаянием наступает на головы нам. Доныне еще слышен грохот войн и мостят людскими костями мрачный путь к миру, которого нам никогда не видать. Но подумаем лучше о женщинах, Об укрощающих молнии, но способных только развешивать темные огоньки, о тех, кто цепляет за пояс колчан, полный колкой нежности, и разум тогда работает с совершенною бесполезностью. И они улыбаются этому, слушая при свечах вечером горестные мольбы. Может быть, и сама надежда улыбается так же, и человек, понимаете ли, выдержит потом все. И смерть! Впрочем, потом тишина. ..^..
всё в исп. В. Луцкера